Внимание! Это старая версия сайта, оставленная для архивных нужд. Актуальная информация располагается на текущей версии сайта.

Навигация
Смотри также
Сетевая камера
Антикризисная политика

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 19 НОЯБРЯ 2007 ГОДА N 176 "О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ПОИСКЕ РАБОТЫ"

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД

Если банковские счета заблокированы, как выплатить зарплату сотрудникам?

Вопрос: Решением налогового органа приостановлены операции по счетам налогоплательщика. В настоящее время инспекция претензий к организации уже не имеет и направила в банк отзыв решения. Но банк отказывает организации в получении денежных средств на выплату зарплаты. Правомерно ли действует банк?

Ответ: Налоговым органам предоставлено право в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков. Согласно п.6 и 7 ст. 76 Н РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком. Эта обеспечительная мера действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении операций до отмены решения.

В соответствии с п.1 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам в банке не распространяется: - на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;

- на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, пеней, штрафов, перечисляемых в бюджетную систему.

Очередность платежей установлена ст.885 ГК РФ. К платежам, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), относятся в том числе списания по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, ФСС России и фонды обязательного медицинского страхования (третья очередь). Постановлением Конституционного суда РФ от 23.12.1997 № 21-П это положение признано не соответствующим Конституции. КС РФ сделал вывод о том, что документы на перечисление или выдачу наличных денежных средств на оплату труда имеют одинаковую очередность исполнения с документами, предусматривающими платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

До момента внесения изменений в ст.855 ГК РФ вопрос об очередности платежей регулируется законами о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно п.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (далее – Закон № 198-ФЗ) при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей предшествующей очередности.

Анализ положений п.1 ст.76 НК РФ и постановления КС РФ № 21-П показывает, что исключением из общего запрета осуществлять какие-либо расходные операции по «приостановленному» счету являются лишь платежи:

- первой и второй очереди (п.2 ст.855 ГК РФ);
- направленные на уплату налогов (авансовых платежей), сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему.

Однако в письме от 11.07.2008 № 03-02-07/1-277 Минфин России со ссылкой на п.1 ст.5 Закона № 198-ФЗ фактически разрешил банкам исполнять требования на перечисление с «приостановленного» счета денежных средств в бюджеты и на оплату труда в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов.

Ранее Минфин России возражал против списания банками с «приостановленного» счета средств на выплату зарплаты (см. письма от 01.02.2007 № 03-02-07/1-29, от 29.03.2007 № 03-02-07/1-147).

Арбитражные суды считают правомерным расходование средств с заблокированного счета на оплату труда, в том числе по чекам (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.03.2006 № А19-27839/05-15-Ф02-1009/06-С1; ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2006 № Ф03-А73/06-2/3195; ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2007 № Ф04-8022/2007 (40244-А27-6); ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2007 № А13-1030/2007; ФАС Уральского округа от 11.10.2007 № Ф09-8299/07-С3; определение ВАС РФ от 19.11.2007 № 14680/07).

В основу некоторых положительных судебных решений положено буквальное прочтение ст.134 НК РФ об ответственности банка за неисполнение решения ИМНС. По мнению судей, выдача банком клиенту его собственных наличных денежных средств по чеку (а не перечисление третьему лицу по платежному поручению) в период действия решения о «блокировке» счета состав правонарушения по ст. 134 НК РФ не образует (см. постановление ФАС Поволжского округа от 03.05.2007 № А65-23178/06, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.01.2007 № Ф08-6961/2006-2881А).

В подтверждение позиции, занимаемой арбитражными судами, следует отметить, что Конституционный суд РФ в постановлении № 21-П заявлял о недопустимости противопоставления конституционных обязанностей по выплате вознаграждения за труд и уплате законно установленных налогов и сборов.

В то же время из арбитражной практики о недопустимости привлечения банка к ответственности за исполнение платежных документов на перечисление заработной платы в период действия решения о «блокировке» счета к ответственности по ст. 134 НК РФ напрямую не следует то, что банк обязан исполнять эти платежные документы.
Следовательно, необходимо обжаловать в судебном порядке решение налогового органа о приостановлении операций по счету и одновременно подать ходатайство о приостановлении действия обжалуемого решения в порядке обеспечительных мер.


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПООБЕЩАЛО ПОМОЧЬ ГРАЖДАНАМ ПО ИПОТЕЧНЫМ КРЕДИТАМ

Правительство пообещало помощь гражданам, которые из-за потери работы или уменьшения зарплаты не могут платить по ипотечным кредитам. И, следовательно, рискуют потерять заложенное жилье. Что планируют для этого власти?

Во-первых, заемщикам, попавшим из-за кризиса в сложную финансовую ситуацию, будет предоставляться годовая отсрочка по ипотечным платежам 2009 года. Под "отложенные" кредитные договоры банки получат поручительство у Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (представительство агентства в г. Глазове находится по адресу: Кирова, 2, т. 4-24-23), которое фактически оплатит банкам сумму годового платежа по проблемному кредиту вместо должника.

Агентство будет принимать заявления от любых заемщиков, которые имеют право на получение государственной поддержки. Будет установлен некоторый максимум размера предоставляемой господдержки на одного заемщика. Сумма должна быть достаточной, чтобы решить проблему заемщикам, взявшим кредит на приобретение массового жилья. Для этого потребуется документально подтвердить потерю работы, постановку на учет в службе занятости, а также предоставить кредитный договор, справку о доходах по форме 2-НДФЛ, копии паспорта, справка о наличии объектов собственности.

Во-вторых, государство предоставит банкам гарантии по ипотечным кредитам и облигациям.

В-третьих, решено отменить трехлетнюю "паузу" между моментом рождения второго ребенка и возможностью использовать материнский капитал - со следующего года эти деньги можно будет направить на частичное погашение ипотечного займа или процентов по нему, а также приобретение жилья любым другим способом без каких-либо временных ограничений. Обещано, что потратить деньги смогут и те, кто уже взял ипотечные кредиты, и те, кто только собирается их оформлять. Включая, кстати, семьи, в которых второй ребенок появится в 2009 году.

//Полный текст статьи читайте в Российской газете от 09.12.2008 № 4808; www.rg.ru//


В новом, 2009 году налоговое законодательство серьезно изменится. Есть изменения, безусловно, положительные для налогоплательщиков, есть - не очень, есть и не вполне определенные, каковы они, покажет практика их применения. Мы не будем перечислять все изменения подряд - отметим, на наш взгляд, самые важные и интересные новации, дав комментарий к федеральным законам от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 24.11.2008 N 208-ФЗ и от 24.11.2008 N209-ФЗ. В настоящей публикации дан обзор поправок в часть вторую Налогового кодекса РФ. Комментарий к части первой Налогового кодекса опубликован в предыдущем выпуске "РБГ".

Устранение временного лага

Для того чтобы налогоплательщики в самое короткое время могли воспользоваться налоговыми послаблениями, ст. 5 НК РФ дополнена положением, устанавливающим, что акты законодательства о налогах и сборах, смягчающие ответственность за налоговые нарушения, отменяющие налоги или сборы и приносящие прочие подобные налоговые льготы, могут вступать в силу прямо со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.



Сам себе корректор

Статья 54 НК РФ дополнена следующим абзацем: "Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога". Это выгодное для налогоплательщиков уточнение. Но действовать оно начнет только с 1 января 2010 года. Такое впечатление, что законодатели оставили себе время, чтобы еще передумать.



Быстрое спасение

Иногда "рушатся" и флагманы экономики. Их падение может болезненно аукнуться для всей страны. Чтобы правительство РФ имело возможность стремительно среагировать на ситуацию, в НК РФ добавлена ст. 64.1. Теперь министр финансов России имеет право единолично принять решение об отсрочке или рассрочке федеральных налогов, если задолженность организации превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение повлечет неблагоприятные последствия.



Блокировка счетов и банковская ответственность

В этом блоке поправок для налогоплательщиков в основном одни минусы и немного плюсов. Теперь приостановить операции по счету организации и предпринимателя налоговые органы смогут в случае взыскания не только налога или сбора, но также пени и штрафа. Об этом говорится в п. 1 ст. 76 НК РФ.
В п. 2 ст. 76 НК РФ уточнено, как блокировать валютный счет налогоплательщика. Блокировку нужно произвести на ту сумму в валюте, которая эквивалентна сумме задолженности в рублях. А курс для расчета берется по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету.
В п. 3 ст. 76 НК РФ внесено уточнение, что отмена запрета на движение по заблокированному счету производится "решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации". Раньше здесь использовалось словосочетание "операционный день". Однако, строго говоря, "операционный день" - это первая половина рабочего дня банка, в течение которой производится прием документов. На наш взгляд, эта поправка не в пользу налогоплательщиков. Получается, что раньше налоговый орган должен был вынести решение о разблокировке счета на следующий день, в первую его половину, что формально давало возможность организации сразу провести какие-то платежи. Теперь же решение о разблокировании налоговым органам можно принять и в конце дня, и тогда платежи организации можно будет провести только на следующий день.
Гораздо более приятной новеллой является установление материальной ответственности налоговых органов за несвоевременное разблокирование счета. На сумму "арестованных" и несвоевременно разблокированных средств за все дни просрочки будут начисляться проценты в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в эти дни. К сожалению, и это полезное новшество вступит в силу только с 1 января 2010 года. Видимо, налоговым органам дано время для моральной подготовки.
Зато штраф банку, который нарушил порядок открытия счета налогоплательщику, предусмотренный в ст. 132 НК РФ, возрос с 10 000 руб. до 20 000 руб. И состав нарушения, указанный в п. 2 ст. 132 НК РФ, стал более подробным. Теперь наказывается не просто "несообщение банком налоговому органу об открытии или закрытии счета", а "несообщение в установленный срок". Кроме того, кара в размере 40 000 руб. ожидает банк и в том случае, если он не сообщит в налоговую инспекцию об изменении реквизитов счета.
В ст. 133 НК РФ добавились лица, за несвоевременное исполнение поручений на уплату налогов, сборов, пеней и штрафов которых банк будет наказан. Это местная администрация и организация федеральной почтовой связи.
Есть изменения и в ст. 134 НК РФ. Например, раньше незаконное исполнение платежного поручения с заблокированного счета вело к штрафу в размере 20 процентов от перечисленной суммы, но не более суммы задолженности. Этот штраф остался. Только теперь, даже если задолженность и отсутствует, штраф все равно будет наложен в размере 10 000 руб.
Вообще действие статей 134 и 135 НК РФ существенно расширено. Если раньше там говорилось - где-то о налогах и сборах, о налогах, сборах и пенях, - то теперь везде один стандартный набор: "налог, сбор, авансовый платеж, пеня и штраф".



Камеральная проверка

В ст. 88 НК РФ внесены два изменения. Одно скорее в пользу налоговых органов, другое - в пользу налогоплательщиков.
Так, теперь трехмесячный срок проведения камеральной проверки будет отсчитываться со дня представления налоговой декларации или расчета. Раньше отсчет начинался со дня представления налоговой декларации (расчета) и документов, которые согласно НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации.
В ст. 88 НК РФ появился п. 9.1, где уточняется, что если в указанный выше трехмесячный срок налогоплательщик предъявит уточненную налоговую декларацию, то налоговая инспекция должна прекратить проверку предыдущего документа и начать проверку нового, заново отсчитывая срок проверки. И, конечно же, в новой проверке можно использовать наработки, полученные в ходе проведения ранее полученной налоговой декларации.

Лучше поздно, чем никогда

В п. 5 ст. 100 НК РФ уточнен срок, в течение которого налогоплательщику должен быть вручен акт налоговой проверки. Это должно быть сделано в течение пяти дней "с даты этого акта".
Такое же уточнение сделано и в отношении решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. Этот документ должен быть передан налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения.
В ст. 101 и 101.4 НК РФ прописано, что при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.
Однако для самих налогоплательщиков сделано послабление. Они все же имеют возможность представить документы (информацию), относящуюся к делу, с нарушением сроков представления, установленных налоговым законодательством. Контролирующие органы обязаны принять такую информацию к рассмотрению и учесть ее при вынесении решения.